воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Полумарафон на озере Гарда: проигранная игра

Если на путешествие не удается выделить много времени, а увидеть хочется многое, то лучшим решением будет участие в длинном забеге. Город со всех точек зрения, отличное настроение и яркие впечатления вам будут обеспечены. Так я и поступил в этот раз.

Рива дель Гарда – небольшой городок, расположенный в северной части озера Гарда, самого большого в Италии. Что привело многих людей из разных стран в это маленькое местечко в начале ноября? Несомненно, красивые виды, чистое озеро, гостеприимные хозяева, но в первую очередь – это полумарафон Garda Trentino!



Немного о полумарафоне
В этом году, 9 ноября, полумарафон проводился уже 13-й раз. Маршрут охватывает центральную часть города, побережье озера и одинокие виноградные поля. Трасса достаточно гладкая, без больших перепадов высот и резких поворотов, за что ее по праву можно считать скоростной. Также, что немаловажно, большая часть трассы практически безлюдна. Это дает возможность бежать в тишине и спокойствии.


Город почти безветренный, благодаря горам, прикрывающим местность от ветров. Климат мягкий и в это время еще достаточно теплый.


Забег
Погода выдалась отличной. В меру облачное небо, отсутствие ветра и температура в 15 градусов создавали очень благоприятные условия для бега. 


Я выступал за клуб любителей бега "I love running", который привез на забег более 350 человек. Для многих из них это был первый полумарафон.


Перед любым стартом важна разминка, даже перед полумарафоном. Поэтому уже за полчаса до старта все улочки, находящиеся рядом, были заполнены разминающимися участниками. 


На старте нас не стали задерживать. Пока ведущий что-то рассказывал на итальянском, я рассматривал моих соперников. Традиционно присутствовали кенийцы – их было четверо. Так же приехали представители и других стран: немцы, венгры, словаки, украинцы, голландцы и другие. Меня порадовало, что ноги у меня среди них не самые худые :)

На этот забег я не ставил себе очень высоких целей. Моей задачей было небыстро начать и разогнаться во второй половине дистанции по мере своих возможностей. Предположительный результат ~68 минут, с которым можно было попасть в десятку (судя по результатам предыдущих лет).


Вот все приняли стартовую стойку. Незамедлительно прозвучал выстрел пистолета. Мы побежали.


Я не очень люблю первые 200-300 метров в подобных массовых забегах. Стоит только замешкаться на старте, как перед тобой внезапно образуется стена из бегунов, почему-то желающих резво пробежать первый километр, и приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы выбраться из этой давки. Поэтому я всегда стараюсь побыстрее выбежать из толпы, а уже потом, когда все растянутся, сбросить скорость.


Лидирующая группа быстро разделилась на две части. Забег возглавили, как и предполагалось, чернокожие бегуны. К ним присоединились два марокканца (номера 3 и 5) и украинец (номер 2).

С небольшим отставанием бежали мы – компания из шести бегунов: итальянец, два венгра, украинец, словак и я.

Первый километр пролетел незаметно. Я взглянул на часы и ужаснулся – мы преодолели его за 2:57! Для меня это очень быстро. Если продолжить бежать в том же темпе, то финишировать придется уже пешком. Поэтому почти сразу же я сместился назад в надежде присоединиться к более медленной группе.

Спустя километр положение не сильно изменилось, хоть темп бега немного и упал. Нужно было что-то делать. Я оглянулся назад. Следующая группа бегунов была уже сильно позади. Я оказался в ловушке. Если отпустить мою группу вперед, то бежать придется одному, что не всегда легко, особенно при встречном ветре. Да и потом тяжелее будет вновь догонять. Если же остаться с ними, то велика вероятность того, что от быстрого начала меня рано покинут силы.

Но вдруг я почувствовал, что парень, бегущий рядом, начал сбрасывать скорость. Я присоединился к нему. Мы снизили темп до комфортного, тем самым отпустив четверку бегунов прилично вперед. Тут мой напарник вдруг повернулся ко мне и спросил:
– Русш?
Я кивнул головой. 
– Итальянец, – подумал я.
– На какое время бежишь? – спросил он с сильным украинским, как мне показалось, акцентом.
– Примерно, 1:08, – ответил я. 
– Так и побежим, с ними нам незачем бежать. – успокоил меня «украинец», показывая на впереди бегущих. Позже я все-таки спросил его о национальности и был сильно удивлен, узнав, что он словак.


Мы оба прекрасно понимали, что далеко не все лидеры смогут долго поддерживать тот темп, который задали. Все, что сейчас требовалось от нас – это быть терпеливыми. Позволить им убегать в своем темпе, не паниковать и постараться пробежать первую половину дистанции с минимальными затратами сил и начинать действовать уже во второй половине.

Вдвоем бежалось намного легче как физически, так и морально. Я помогал со временем, говоря наш темп на каждом километре (словак почему-то бежал без часов). Он же, в свою очередь, старался регулировать скорость и вел нашу группу из двух человек.

Первые четыре километра пролегали вдоль отелей, частных домов и замечательного озера. Далее трасса сворачивала на поля (в основном виноградные), где было намного тише, в первую очередь, из-за отсутствия большого количества болельщиков.


Вдруг один из участников остановился. Он держался за голеностоп и прихрамывал. Это был марокканец, бежавший в группе лидеров.
– Минус один, – подумал я, прикидывая сколько участников осталось перед нами. Впереди бежали десять человек.

Семь километров – 22:05. Скорость прилично снизилась по сравнению с началом. До опережающей нас группы было порядка 70-80 метров, но расстояние между нами перестало увеличиваться. 

Возле одного из полей нас поприветствовали дедушка с внуком, удобно разместившиеся на стульчике. Вероятно, они ждали своего знакомого, бежавшего в этом забеге, так как рядом лежал наготове плакат.

Восьмой километр снова был быстрым – мы одолели его за 3:06. Две возможных причины: рваный темп бега, или недобросовестная разметка трассы организаторами. В любом случае мы решили сбавить скорость, чтобы не загнать себя раньше времени.


Здесь словак снова обратился ко мне:
– Тибор. – сказал он, протягивая руку.
– Искандер, – ответил я.
Наш негласный союз был скреплен рукопожатием.


На развороте дороги мне вновь удалось увидеть всех убежавших вперед соперников и оценить наше положение. Лидировали уже только четверо: три кенийца и марокканец. На небольшой дистанции бежал еще один кениец. За ним, на расстоянии ~80 метров, следовал украинец. С таким же отставанием следовала группа из четырех бегунов, которых преследовали уже мы с Тибором. Казалось, что украинец, рискнувший на быстрое начало с лидерами чувствовал себя уже не очень.

Первая половина дистанции оказалась удивительно, но оправданно быстрой. Десять километров были пройдены за 31:36. Время настораживало: это намного быстрее, чем я планировал, но благодаря отличной погоде и хорошей компании, начало далось мне достаточно легко.


Вот теперь настал наш час. Не сказав ни слова, но прекрасно друг друга поняв, мы с Тибором начали стремительно догонять наших соперников. Нас подхлестывало еще то, что середина трассы проходила через оживленные улицы города, наполненные зрителями. Тяжело сдерживать себя, когда из тишины попадаешь в шумную толпу, которая всячески подбадривает тебя криками и аплодисментами.


Менее чем за километр нам удалось настичь конкурентов. Повысив темп бега, мы старались раздробить и без того растянувшуюся группу. Сейчас мы с Тибором были одной командой и старались держаться вместе. Он то и дело оглядывался, проверяя, не отстал ли я или не застрял ли где в группе.


Чуть позже мы возглавили новую группу. Ребята, которые всего 10 минут назад казались недосягаемыми, теперь бежали позади нас. Как и предполагалось, не все выдержали такого рывка и венгер с итальянцем начали отставать.


Миновал 13-й километр. Теперь начинался настоящий бег. Бег с тяжелым дыханием и болью в ногах. Уверен, что в тот момент каждый думал лишь о том, чтобы не отстать от группы и дотерпеть до последних километров, где он уже сможет проявить себя. Я все ждал, когда же наши соперники отвалятся. Я верил, что долго они не протянут и их быстрое начало вскоре даст о себе знать.

Никто и не думал о том, чтобы догнать чернокожих лидеров (уж больно далеко они убежали), но одержать победу среди белых – это та самая цель, которая вертелась в голове, как минимум, у меня. Однако, для этого нужно было решить последнюю проблему: впереди нас все еще бежал украинец. Тот самый, который начал с лидерами, а сейчас пытался всеми силами дотерпеть до финиша. Нужно было настичь этого бегуна. Мы уподобились голодному хищнику, который стремительно преследовал свою жертву, отбившуюся от стада. «Жертва» сопротивлялась, но расстояние понемногу сокращалось. Все шло по плану!


Но вдруг на 15-м километре произошло то, чего опасается, пожалуй, каждый бегун на длинные дистанции. У меня заколол бок. Сначала несильно, я даже не обратил на это внимания. Однако боль начала усиливаться. Затем закололо и в другом боку. Буквально за полминуты боль парализовала весь живот и я уже не мог поддерживать заданного темпа.

– Нет! Только не сейчас! – отчаянно кричал я про себя, обращаясь к своему организму.
Но судьба не желала ничего слышать, все уже было решено. 

Постепенно сбавляя скорость, я отпустил группу. С болью в боках и в душе я смотрел, как рушились мои планы, как ребята, мои главные, на данный момент, соперники, убегали от меня, а я не в силах был что-либо сделать. Я остановился. Было очень обидно. Попробовал снова бежать – безуспешно. Тут меня нагнали отставшие бегуны: сначала обошел итальянец, чуть позже венгер, затем еще и немец. От обиды хотелось плакать, все бросить и сойти с дистанции. Наверное, я так бы и поступил, если бы не пришлось потом пешком идти еще шесть километров.

Сказать, что боль в боках – это случайность, будет ложью. Причиной может быть что угодно: питание незадолго до старта, рваный темп бега, быстрое начало или просто неподготовленность организма к такой скорости. Тем не менее, это самая обидная напасть, которая может случиться с бегуном, так как ее всегда очень сложно предупредить. Я был морально готов принять истощение организма, отказ ног, нехватку сил, но только не эту «случайность», которая могла бы и обойти меня стороной.

Боль начала стихать и я смог вновь продолжить бег, правда в более медленном темпе. Протрусив километр, я почувствовал, что боль полностью прошла. Можно было снова бежать быстро. Но чем себя мотивировать? Драгоценные секунды потеряны, желаемый результат не нагнать. Так казалось мне на фоне моего потрясения. 

Однако я заметил, что венгр убежал не так-то уж и далеко от меня, а чуть дальше виднелся и немец. На 17-м километре часы показали 55 минут с копейками. Значит не все потеряно, еще можно что-то наверстать! Можно обогнать хотя бы их, можно пробежать даже из 68 минут, если постараться. Собрав всю обиду в кулак, я начал набирать скорость.



Венгра я догнал быстро. Видно было, что ему тяжело; вероятно, он проклинал свое быстрое начало. Вдали виднелся следующий бегун. Спустя два километра я настиг и его. Но к моему удивлению им оказался отставший кениец. Мне показалось, что ему даже хуже, чем венгру, оставшемуся позади. Второй обгон вызвал моральный подъем и придал мне дополнительных сил.


До финиша было каких-то два километра. Я старался бежать настолько быстро, насколько мне позволяли оставшиеся силы. К сожалению, приблизиться к немцу никак не удавалось, несмотря на то, что он был в поле видимости. Количество болельщиков резко возрастало по мере приближения к концу, и их поддержка несомненно мне очень помогала, не давая расслабиться.


Я финишировал 11-м с результатом ровно 68 минут.


Если бы до старта мне сообщили время, за которое я пробегу полумарафон, я бы очень обрадовался. Однако сейчас, когда судьба дала мне игрушку, а затем вновь ее отняла, я чувствовал обиду и неудовлетворенность. Но тем не менее, я был очень доволен тем, что мне удалось «вырвать» хотя бы этот результат.

Что касается словака, то он успешно довел начатое дело до конца, финишировав пятым с результатом 1:06:26. Я искренне рад, что у него все получилось и он, судя по всему, тоже.





В этот день я в очередной раз убедился, что при хорошей подготовке бег может превратиться в очень увлекательную тактическую игру. В игру, которая требует не только хорошей физической формы, но и умение проявлять терпение и включать мозги.


5 комментариев:

  1. Отличная история! Прочитал на одном дыхании! :)
    Новых спортивных побед. В этом году тоже побегу в Гарде, но гораздо, горааааздо медленнее :) примерно раза в 2

    ОтветитьУдалить
  2. Никита Давыдов17 сентября 2016 г. в 17:12

    Искандер, рассказ очень интересный, спасибо! Очень хотелось бы почитать про тактику на Осеннем Громе - 2016, где был обновлен личный рекорд. Напишете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! В последнее время я пишу в инстаграм: https://instagram.com/p/BKWjMDsAY6-/

      Удалить
    2. Прочитал статью. В Кёльне ты пьешь чай и первая мысль была зачем, печень будет колоть. И точно по тексту нашёл, что начало колоть.

      Удалить
    3. Прочитал статью. В Кёльне ты пьешь чай и первая мысль была зачем, печень будет колоть. И точно по тексту нашёл, что начало колоть.

      Удалить